Top.Mail.Ru
+7 495 255-57-27
запросить демо

Как создать чек-лист для проверки качества обслуживания клиентов

Как создать чек-лист для проверки качества обслуживания клиентов

Уровень обслуживания клиентов – ключевой фактор успеха любого бизнеса. Чтобы обеспечить высокое качество сервиса, необходимо не только обучать своих сотрудников, но и регулярно контролировать их работу. Как организовать этот процесс эффективно мы расскажем в следующей статье. А сейчас поговорим о базовой составляющей контроля – чек-листе для оценки качества работы персонала.

Что это такое

Уверен, что с понятием чек-листа знакомы многие. По сути, это перечень пунктов, которые сотрудник должен выполнить при общении с клиентом. Он позволяет проверить, насколько хорошо выполняются стандарты работы и поддерживается ли трудовая дисциплина, помогает выявить ошибки и проблемы, понять, что нужно улучшить для повышения качества обслуживания.

В каком бизнесе не обойтись без чек-листов

Чек-листы являются популярным инструментом во многих отраслях. Они широко применяются в ресторанной сфере, гостиничном бизнесе, розничной торговле, автомобильных салонах, медицинской и страховой отраслях – в целом почти везде, где есть личное взаимодействие сотрудников компании с клиентами.

Например, в гостинично-ресторанном бизнесе чек-листы часто используются для контроля работы официантов и барменов, а также соблюдения правил гигиены и безопасности на кухне. Они помогают выстроить процесс управления складскими запасами, контролировать качество уборки номеров и высокий уровень предлагаемых гостям услуг.

Контролировать обслуживание в ресторане можно с помощью подготовленых чек-листов
Во всех сферах услуг важно контролировать качетсво обслуживания

В розничной торговле чек-листы применяются для контроля соблюдения процедур приемки и распаковки товаров, исполнения скриптов продаж и допродаж, а также выполнения требований к оформлению и выкладке товара. В медицинской отрасли чек-листы помогают контролировать соблюдение процесса оформления пациентов, четкого выполнения медицинских процедур и рекомендаций по безопасности, оперативного решения вопросов посетителей.

Как заставить чек-лист работать на вас

Теперь, когда мы разобрались с общими понятиями, перейдем к советам по составлению качественного чек-листа для проверки обслуживания клиентов. За время многолетней работы мы в компании «ПС Солюшн» разработали понятный алгоритм, которого придерживаемся сами:

  1. Определите цели и задачи чек-листа. Что вы хотите проверить? Какие аспекты обслуживания важны для вашего бизнеса? Это может быть скорость оказания услуг, вежливость сотрудников, знание продуктовой линейки и многое другое.
  2. Разработайте список пунктов и критерии их оценки. Старайтесь не усложнять, используйте бинарную систему «да/нет» или «был/не был». Например, «Сотрудник поприветствовал клиента – да/нет», «Наличие на сотруднике защитной маски – есть/нет», «Сотрудник использовал ненормативную лексику – было/не было» и т. д.
  3. Объедините отдельные пункты в блоки для лучшего восприятия. Используйте простой язык и понятные термины. Например, это могут быть блоки «Бизнес» и «Стандарты работы». В первый стоит собрать всё, что приносит компании деньги: «сотрудник озвучил условия акции», «оператор предложил горячий напиток», а во второй – такие пункты, как «приемлемый дресс-код» и «использование смартфона при клиенте».
  4. Задайте для каждого пункта определенный вес, который будет использоваться при оценке. Учитывайте особенности вашего бизнеса. Например, если вы предоставляете услуги связи, то больший вес отдайте таким пунктам, как срок ожидания и доступность услуг, а если компания связана с ресторанной сферой, самыми значимыми логично окажутся качество приготовления блюд и скорость их подачи.
  5. Проведите тестирование. Перед тем как начать использовать чек-лист, проверьте его на практике. Попросите нескольких сотрудников выполнить все пункты, оцените их логичность и результаты.
  6. Улучшайте чек-лист. Это «живой» инструмент, который со временем эволюционирует. Например, то, что вы контролировали год назад, сотрудники выучили на отлично, и можно переключить внимание на другие аспекты. Регулярно обновляйте чек-лист, вносите в него необходимые изменения, отслеживая результаты проверок и анализируя ошибки.
  7. Обучайте своих сотрудников. Объясните им, почему этот инструмент необходим и как он может помочь персоналу улучшить качество работы.
  8. Внедряйте систему наград и поощрений. Премирование за безукоризненное исполнение чек-листа может стать для сотрудников мощной мотивацией на пути к достижению высоких показателей.
  9. Используйте технологии. Чек-листы являются лишь базовым инструментом для организации контроля качества обслуживания. Современные технологии способны вывести этот процесс на качественно новый уровень. Например, система видеоаналитики Gladar, используя ваши чек-листы, автоматически мониторит работу персонала и предоставляет информацию о нарушениях в виде удобных графиков, таблиц и дашбордов за любой временной промежуток и в разрезе любого бизнес-процесса.    
  10. Анализируйте данные и улучшайте процессы. Используйте полученные данные, чтобы выявить проблемы и более эффективно управлять качеством обслуживания клиентов.

Пример блока «Стандарты обслуживания» из чек-листа ресторана

С помощью такого чек-листа можно проверять стандарты обслуживания в ресторане
Выдержка из чек-листа в одном из московских реcторанов

Итак, мы разобрались, как создать чек-лист для проверки качества обслуживания ваших клиентов. Уверен, что использование этого инструмента в сочетании с другими методами контроля качества работы персонала поможет добиться высокого уровня сервиса и повысит удовлетворенность ваших клиентов. Попробуйте составить его прямо сейчас.

Чтобы упростить вам задачу, мы можем поделиться примером чек-листа для компаний из вашей сферы. Просто заполните форму на этой странице, расскажите о специфике вашего бизнеса и напишите «Хочу чек-лист». Мы пришлем вам готовый шаблон, который можно будет доработать под ваши задачи.

Хотите получать от нас полезные материалы 2-3 раза в месяц?

Оставьте свой email, и время от времени мы с удовольствием будем направлять вам интересные и полезные материалы. Гарантируем — никакого спама.